Рабочая программа
подготовительной к школе группы
«ЮИД»
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа разработана на основе основной образовательной «Программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой) и Образовательной программы ДОУ «Золотая рыбка», в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель работы: способствовать формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
-
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-
знакомство с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование навыков безопасного поведения;
-
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Организация работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим направлениям:
-
Безопасность дорожного движения
-
Ребенок и другие люди
-
Ребенок дома
-
Здоровье ребенка
-
О профилактике заболеваний
-
Врачи – наши друзья
-
Эмоциональное благополучие ребенка
-
Ребенок и природа
Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т.д).
В результате проделанной работы к концу года дети могут:
-
знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
-
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-
заботиться о своем здоровье;
-
ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе.
Перспективное планирование
№п/п |
Тема занятия |
Месяц |
Безопасность дорожного движения |
||
1 |
Экскурсия на перекресток. Участники дорожного движения |
сентябрь |
2 |
Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились |
|
3 |
Как рождаются опасные ситуации на дороге |
|
4 |
«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов |
|
5 |
Правила поведения в транспорте |
октябрь |
6 |
Музыкально-дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». |
|
7 |
Если ты потерялся в городе |
|
8 |
Встреча с инспектором ГИБДД |
|
Ребенок и другие люди |
ноябрь |
|
9 |
Если чужой приходит в дом |
|
10 |
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице |
|
11 |
Ребенок и подростки |
|
12 |
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого |
|
Ребенок дома |
||
13 |
Прямые запреты и умения правильно обращаться с колющими, режущими предметами |
декабрь |
14 |
Открытое окно, балкон как источники опасности |
|
15 |
Экстремальные ситуации в быту |
|
16 |
Осторожное обращение с огнем |
|
Здоровье ребенка |
||
17 |
Береги здоровье с детства |
январь |
18 |
Изучаем свой организм |
|
19 |
Прислушаемся к своему организму |
|
20 |
Ценности здорового образа жизни |
|
О профилактике заболеваний |
||
21 |
Навыки личной гигиены |
февраль |
22 |
Забота о здоровье окружающих |
|
23 |
Поговорим о болезнях |
|
24 |
Инфекционные болезни |
|
Врачи – наши друзья |
||
25 |
Осторожно: лекарства! |
март |
26 |
Ешьте, дети, витамины – будете здоровы |
|
27 |
Правила первой помощи |
|
28 |
На приеме у доктора |
|
Эмоциональное благополучие ребенка |
||
29 |
Психическое здоровье |
апрель |
30 |
Детские страхи |
|
31 |
Конфликты и ссоры между детьми |
|
Ребенок и природа |
||
32 |
Берегитесь солнечных лучей |
май |
33 |
Контакты с животными |
|
34 |
Ядовитые растения |
|
35 |
Поведение на воде |
Система мониторинга результатов реализации образовательной программы «Формирование у детей шести лет представлений о безопасности жизнедеятельности»
В результате реализации данной программы ребенок:
-
знает домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
-
применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-
планирует свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах;
-
заботится о своем здоровье;
-
способен ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-
устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относится к природе;
-
научился с осторожностью пользоваться бытовыми приборами, опасными предметами, быть осторожным в обращении с огнем;
-
способен использовать свой познавательный опыт в разных ситуациях и видах деятельности (в игре, труде, общении).
Методическое сопровождение:
-
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
-
Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2007.
-
Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.